История школы

 

Год 1939-1941

 1939 год  считается годом основания Ветлужской средней   школы. Директором был назначен Умарский Иван Алексеевич.

20 августа 1939 года был заложен фундамент под ее строительство. Работу вела бригада плотников под руководством Белянина Василия, который проживал в деревне Лысица Краснобаковского района.

         Старшие классы временно занимались во вторую смену в здании железнодорожной школы, а младшие классы в двухэтажном здании школы, располагавшемся  по улице Чкалова.

В здании школы было 8 классов: кабинет директора, учительская, пионерская, актовый зал,   где проводились и уроки физкультуры, квартира директора.

Электричества не было. Для работы в темное время использовались  керосиновые лампы.

В школе было печное отопление (11 печек, их топила первая техничка школы  Кулигина Елизавета, она же  мыла  и полы, которые были неокрашенные). 

Дрова заготовляли и привозили силами учеников.

 

Строительство школы

         7 февраля 1940 года учителя и учащиеся  перешли в здание новой школы. В это время в школе работали:

Директор -  Умарский Иван Алексеевич;

завуч - Муняев Виктор Михайлович;

военрук - Басов Николай Васильевич;

пионервожатая - Сурина Мария Васильевна.

Учителя:

Рычев Павел Николаевич  - физика и математика;

Кротова Нина Васильевна;

Груздева Александра Васильевна - немецкий язык 5-6 классы;

Хитровский Михаил Николаевич - биология;

Андрианов Иринар Андреевич - география;

Лисицина Екатерина Васильевна – литература, старшие классы

 

 

Хлопушин Виктор Павлович - литература 5-7 классы;

Шаронова Галина Васильевна - химия;

Звонкина Г. -немецкий язык старшие классы;

Виноградова Валентина - (с 1940 года) пионервожатая;

Чуркина Мария Павловна - (с1943 года) пионервожатая

В учком школы входили отличники учебы, которые вместе с учителями следили за успеваемостью учащихся .Руководили учкомом  Дашков Юрий, Ватолина Ирина.

Выпускалась школьная газета «К знанию». Редактором газеты был Чуркин Александр Павлович, художник - Шведов Борис.

В классах тоже  были свои газеты, отражавшие жизнь классного коллектива, успеваемость и дисциплину.

В школе работали кружки, в каждом из которых были свои активисты, среди них можно выделить:

драматический - руководитель Груздев А.И., струнных инструментов (руководитель Чуркин Александр)

Активисты:

Ватолина Ирина;

Зеленцова Л.;

Дашков Юрий;

Агафонов Юрий.

Танцевальный

Активисты: Умарская Ляля;

Кулигина Капа;

Рыбакова Ольга;

Белова Вера.

Струнный - Чуркин Александр.

Активисты:  Дашков Юрий;

Умарская Ляля;

Ватолина Ирина;

Ватолин Борис.

Кружок «Юный Ворошиловский стрелок»

Активисты:

Чуркин А.П.;

Набоков Николай;

Умарская Ляля.

В марте 1940г ездили на районные соревнования, где заняли первое место по стрельбе из мелкокалиберной винтовки.

Каждый праздник отмечался в школе большим концертом, выступали перед взрослыми в железнодорожном клубе и на смоляке.

На Олимпиаде художественного  смотра в Красных Баках наша школа заняла 1-е место.

К 70-летию со дня рождения В.И.Ленина в школе появилась своя комсомольская организация. 22 апреля 1940г были приняты в комсомол Дашков Юрий Федорович;

  • Чуркин Александр Павлович;
  • Агафонов Юрий;
  • Ватолина Ирина;
  • Умарская Ляля;
  • Ватолин Борис Александрович;
  • Мурашко Нина Дмитриевна.

         Комсомольские билеты им вручала секретарь РК ВЛКСМ Овчинникова М.Ф., секретарем комитета комсомола школы  стала Сурина Мария Васильевна.

В 1941  году была проведена большая военизированная игра между Краснобаковским и Варнавинским районами. Вместе со взрослыми в игре принимали участие школьники. Готовились к ней 3 месяца.

Из воспоминаний Дашкова Ю.Ф.:

«Я учился на Ветлужской 3 года: 8-м, 9-м и в 10-м классах, с 1939 г. по 1941 г. Годы трудные, напряженные, предвоенные. Мы учились стрелять, ходить в противогазах,   мечтали стать защитниками Родины. Помню, у нас старшеклассников, был создан драм. кружок, которым руководила  учительница Александра Ивановна Груздева. Мы подготовили пьесу «Черемыш – брат  героя». И ездили с концертами по деревням. Мне поручили играть самого Черемыша, а у меня не получалось, вообще, наш спектакль был любительским, детским, но встречали нас тепло: мы делали нужное дело.

         В последний год учебы я был председателем учкома. Этого высокого звания был удостоен самим директором школы, Умарским Иваном Алексеевичем.

Это был плотный, сильный человек, с твердым ровным характером. Ученики его любили и побаивались. На уроках была тишина, муха пролетит -слышно.

         Учебников тогда не было. Он диктовал нам под запись  самое основное, но зато требовал, чтобы мы это, основное, усвоили.

         Умарский был душой всей работы в школе. Не забуду никогда, как мы участвовали в «войне» (игра «Зарница») против соседней школы.

         За неделю состоялось назначение командного состава: командиров рот, взводов, отделений, обучение девочек  основным  правилам  оказания первой медицинской помощи. Меня утвердили командиром роты. Помню, я носил какие-то петлички с отличиями и очень гордился ими. Дотошно проверял у каждого «бойца» лыжи, проверил, как мои «бойцы» учатся. Неуспевающих  было решено на «войну» не брать.

         И вот, поздним вечером, у школы выстраивается колонна лыжников. У ребят за плечами «автоматы» - трещотки, самодельные винтовки, к поясам привешены деревянные гранаты. Девочки одели через плечо сумки с красным крестом. Разошлись по ротам, сделали перекличку и тронулись в путь, в темень, в неизвестность. Воображение рисовало «настоящие» трудности, «настоящих» врагов. И надо отдать должное - директор школы, Умарский Иван Алексеевич, не хотел воспитывать из нас «пай» мальчиков и «кисейных» девочек.

                   Поздно ночью, в кромешной тьме, передвигаясь по накатанной лыжне, гуськом,  мы прибыли в какую-то школу. Напились кипятку с сухарями и спали на полу  вповалку. Я почти не спал, проверял часовых, ибо у нас все было, как на войне: часовые, пароль, доклад командиру отряда - Умарскому И.А., о потерях в ротах. Несколько человек стерли ноги, во время  ночного броска и санитары бинтовали им мозоли. Было холодно, голодно, но никто не ныл, мы уже чувствовали настоящую войну: до нее оставалось совсем немного, какие-то месяцы.

         Лишь забрезжил бледный рассвет, все встали на лыжи. Нашу роту командир направил по компасу в лесок, и мы долго шли по целому сугробу, пока не вышли на берег крутого откоса. Внизу мы увидели, как разгорался «бой»: десятки мальчишек с визгом и криком неслись друг за другом, трещали «автоматы», кое-где схватились в рукопашную, по-настоящему.

         Когда мы скатились с горы в эту кучу ребяческих тел, которую не могли растащить преподаватели, в наших «бойцах» духу сразу прибыло.                 Умело расставив силы, послав нас в обход, наш командир обеспечил нам «победу». И до чего же радостные мы возвращались домой! 

         Это только один эпизод, как воспитывал школьников директор Умарский И.А. Лишь потом, в армии, я понял, что такая система называется «суворовской»: «Тяжело в ученье - легко в бою». . .

         В 1943 г. пионервожатой была Чуркина М.П. Вместе с учащимися ходили в госпитали на Ветлужской и в Красных Баках, выступали  с концертами, шили кисеты, платочки, создавали уют в палатах, носили грибы и ягоды для госпиталя.

         В этом году был второй выпуск 9-х и 10-х классов школы.

         Учащиеся оказывали существенную помощь в уборке урожая картофеля колхозам. Комсомольцы шефствовали над пионерами.

         Участвовали в школьной самодеятельности, в оборонно-массовой работе, сдавали нормы на получение значков БГТО и ГТО, а также на значки «Ворошиловский стрелок» I и  II степени по стрельбе из малокалиберной  винтовки. Оказывали вместе с тимуровцами  помощь в заготовке дров инвалидам Гражданской войны и престарелым.

 

1941- 1945 годы

         22 июня 1941 года должно быть открытие первого пионерского лагеря от управления железной дороги. К этому времени был построен стадион, административное помещение, летняя кухня, но  началась война. В помещении пионерского лагеря открыли военную столовую, где питались воинские части, формировавшиеся на фронт.

Добровольно ушли в аэроклуб учащиеся 10 класса: Быстров Николай (вернулся с войны живым), Набоков Николай (погиб).

Призвали в армию учащихся 10 класса: Белышева Ал. Ивановича (вернулся с войны живым), Требинского Федора Николаевича(вернулся с войны живым).

         Учащиеся 9-х и 10-х классов проходили военную подготовку. Мальчики собирали и разбирали автоматы, винтовки, ручной пулемет, противогаз, гранату. Военруком был Шаронов Ефстафий Степанович. Девочки учились оказывать первую медицинскую помощь. Занятия проходили в железнодорожной школе. Пионервожатой была Виноградова В.

         С середины октября до января девятиклассников и десятиклассников отправили на трудовой фронт под г.Дзержинск на  станцию Ильино. В 1942 году вместе с взрослыми  ребята рыли противотанковые рвы, жили в землянках (руководитель был Хлопушин В.П.).

         В школу приехали учиться дети работников  третьего Коминтерна, испанцы из Москвы.

Уходили на фронт учителя. Первым призвали Басова Н.В., потом Рычева Н.Н., затем Умарского И.А. Пришли новые учителя: Кремнева Ю.П. – учитель  математики,  Мальцев Федор Ильич – учитель физики, Бахлюстов И.Н. – учитель химии, Бахлюстова Сира Александровна – учитель  русского  языка, Баринова (Исаева) Анна Тарасовна, Чистякова В.

 Школу принял Муняев Виктор Михайлович, работавший до этого учителем. Преодолевая трудности, рожденные войной, новый директор продолжал дело своего предшественника.

         В школе ввели всеобщее военное обучение, которому  ученики 10 класса Дашков Ю. и Чуркин А. стали обучать мужчин и женщин в возрасте 25-40 лет .Обучение велось  с марта по июнь 1942 года. Чуркин А. обучал два выпуска, Дашков Ю. - один.  

1947-1951 годы

     В апреле 1947 года В.М. Муняев умер, и директором школы был назначен, только что демобилизовавшийся из рядов Советской Армии, Николай Николаевич Серебряков.

 Летом этого года учащиеся школы  вместе с родителями под руководством учителей обнесли школьную территорию изгородью. Осенью посадили несколько десятков берез, елей, заложили фруктовый сад.

     Так постепенно начала благоустраиваться усадьба школы. Одновременно новый директор стал решать вопрос о подключении школы к одной из электростанций  поселка, так как керосиновые лампы не создавали условий для нормального обучения. Октябрьский праздник в 1947 году школа отмечала при электрическом освещении. В последующие годы немало сил было затрачено на создание школьного участка, двух прудов, математической и географической площадок, зоологического павильона и летнего класса.

     Возводится здание столярной и слесарной мастерских, строится автокласс, гараж, кузница.

1958 год

         Отрывок  из книги «Опыт политехнического обучения в сельской школе», статья Н.Н.Серебрякова (на Педагогических чтениях Академии педагогических наук, состоявшихся в январе 1957 г., этот опыт был удостоен первой премии): «В школе  обучаются  дети рабочих и служащих железнодорожной станции,  лесозавода, химкомбината, колхозников ближайших колхозов. В пятый класс школы поступали дети  из пяти начальных школ, а в восьмые классы - из трех семилетних школ. В 1958 г. в школе насчитывалось 26 классов с общим количеством учащихся 800 человек.

         Учебные занятия проходили в две смены в двух деревянных зданиях. Основное здание, которое было построено в 1940 г., имело 10 классных комнат, в которых занимались ученики старших классов.  Во втором здании размещались начальные классы.

         В основном помещении школы  размещались физико-химический кабинет, кабинет электротехники, комнаты для хранения приборов и учебно-наглядных пособий по физике, химии, биологии, математике, географии, физкультурный зал, библиотека, буфет.

                Земельный участок школы составлял 5 гектаров. Кроме учебных зданий здесь было построены: жилой дом для учителей, учебные мастерские, гараж, школьный клуб, спортивный городок»; расположены учебно-опытный участок, зоологический павильон, фруктовый сад, географическая и математическая площадки, хозяйственные постройки и два небольших искусственных водоема.

 

Материальная база школы, а также имеющиеся в поселке предприятия и ближайшие колхозы позволяли уже выполнять весь комплекс задач политехнического обучения.

         В 1955 г. предприятия поселка оказали первую помощь школе в создании и оборудовании столярных и слесарных мастерских. Значительное пополнение школа получила от местных промышленных предприятий летом 1956 г. Лесохимкомбинат передал школе набор слесарного инструмента, переносную электростанцию, речной катер, автомобиль ГАЗ-51, токарный и сверлильный станок. Леспромхоз-автомашину ГАЗ-67, моторы автомашин. Лесовоз-автомашину ГАЗ-АА, электромотор, генератор, долбежный станочек.

         В создании материальной базы политехнического обучения активное участие приняли преподаватель машиноведения В.А.Ожогов и преподаватель труда Е.С.Шаронов.


         Все это оборудование и машины учащиеся под руководством преподавателей отремонтировали и привели в рабочее состояние.
         Весной 1956 года райсовет передал школе старое здание  амбулатории. Силами старшеклассников его разобрали, перевезли на территорию школы, снова собрали и оборудовали в нем механическую мастерскую и автокласс. Летом 1956 года построили гараж и установили бензоколонку. На тот момент школа имела автомашину ГАЗ-АА, автомобиль ГАЗ-51, автомобиль ГАЗ-67, гусеничный трактор, 7 автомобильных моторов, мотор Л-12, речной катер, несколько электромоторов, 4 токарных  и 3 сверлильных станка и другое оборудование.

    В школе имелась электростанция ПС-12, полностью обеспечивающая, в случае необходимости, электроэнергией школу.

         Для удобства проведения в классных помещениях опытов по физике и химии были сделаны портативные переносные лаборатории. В них преподаватель имел необходимые приборы и реактивы по проходимой теме. Ящик-лаборатория одновременно являлся удобным демонстрационным столиком.

         Значительную помощь школе оказали родители, так при помощи родительского актива были оборудованы интернат для детей, живущих далеко от школы. В интернате учащиеся получали трехразовое горячее питание.

         Серьезное  внимание  в осуществлении политехнического   обучения обращалось на улучшение преподавания всех предметов школьного курса, на установление тесной связи изучаемого материала с основами техники и сельского хозяйства.  Прочно заняли свое  место в учебном процессе  производственные  экскурсии на предприятия, заводы, электростанцию химкомбината, водокачку, железнодорожное полотно, базу Сельхозснаба, затон речфлота, МТС, инкубаторную  станцию, птицеферму и животноводческие помещения колхоза им. Мичурина.

         На уроках физики, химии, математики принцип политехнического обучения получал наиболее полное  осуществление. Учителя требовали от учащихся умения обращаться  с приборами, самостоятельно ставить опыты, подкреплять свой  рассказ примерами и убедительными  фактами, взятыми  из природы, из жизни  или промышленной и сельскохозяйственной техники.

При  прохождении некоторых тем требовались необходимые наглядные пособия, которые изготовлялись самими учащимися.

В преподавании биологии большое внимание  уделяется связи изучаемого материала с практикой  сельскохозяйственного производства. В процессе  учебных занятий и внеклассной работы  широко использовался  опыт колхозов и передовиков сельского хозяйства  нашей страны, района и области. Учащиеся работали на пришкольном участке, знакомились не только с основами  агротехники полевых и огородных  культур, они занимались садоводством, цветоводством, пчеловодством. В школе действовал кружок пчеловодов, состоящий из учащихся 7-х и 9-х классов.  На участке имелась  небольшая  пасека, был устроен птичий городок, в котором было развешено свыше 50 скворечников и кормушек.

Такие работы, квадратно-гнездовой метод посадки картофеля, посев кукурузы, внесения удобрений проводились на школьном учебно-опытном участке и на полях колхоза им. Мичурина. На пришкольном участке, который занимал 2,5 гектаров был разведен сад, кусты смородины, вишни, малины, крыжовника, имелся питомник для плодово-ягодных растений, разбит парк, цветник, построены парники, теплицы, вырыт пруд для рыбы. На участке сооружено специальное помещение- зоологический павильон, в котором содержались куры, кролики, птицы, для опытов морские свинки, установлен аквариум. На втором этаже павильона были собраны  необходимые пособия  для  занятий  по ботанике и зоологии. Учащиеся 7-х и 9-х классов в течение всего года вели  уход за животными. В этом же помещении вел работу юннатский кружок. 

         На территории пришкольного участка была  оборудована  учебная аудитория для занятий, проводимых на участке, в весеннее и осеннее время года.. Школа принимала участие в районной сельскохозяйственной выставке. В качестве экспонатов были представлены: кукуруза, столовая свекла, капуста, кабачки, тыква, лук, овес, кроли из зоологического павильона.

         На школьном участке была оборудована  географическая площадка, на которой  помимо измерительных приборов, имелся большой макет Каспийского моря и реки Волги, макет типичных форм поверхности, сооружения и приборы для  ориентирования на местности, хорошо оборудованная метеорологическая станция. Учителя географии совместно с учащимися  сконструировали и установили оригинальный солнечный угломер, который весьма просто позволял производить  наблюдения за восходом, заходом и высотой полуденного солнца в разные месяцы года, давал наглядное представление   о дневном пути солнца, позволял в доступной для учащихся форме объяснить причину низкой температуры зимой и высокой летом. Весной и осенью  отдельные уроки проходили непосредственно на площадке. Велись календари погоды и фенологические  дневники с обобщениями и выводами.

         Используя географическую площадку, школьный двор и окружающую местность, учащиеся выполняли все практические работы по ориентированию и глазомерной съемке. В свете  задачи приближения обучения к жизни значительно повышается роль краеведения в преподавании географии. Поэтому школа уделяла  серьезное внимание экскурсиям и туристическим походам.

         Метеорологическая  станция  школы собирала материал для характеристики  особенностей климата  нашего поселка. Накопленный за ряд лет метеорологический  материал оформляли в графики, диаграммы, климограммы и другие пособия, которые использовались на уроках в темах о погоде и климате.

         За летние периоды учащимися были собраны коллекции минералов, коллекции местной флоры, изготовлялись гербарии и наглядные пособия. На уроках и внеурочное время  широко   использовались школьные кинофильмы, диапозитивы, привлекалась художественная и научно-популярная литература.

         На практических занятиях в учебных мастерских учащиеся овладевали приемами ручной обработки дерева и металлов, получали в процессе проведения практических занятий сведения о технологических свойства дерева и  металла, об устройстве и работе инструментов и станков, электротехники. Учебная мастерская размещалась в двух комнатах: одна была оборудована для работы по дереву, другая - по металлу. Столярная мастерская имела 18 верстаков нашей конструкции, изготовленных  на местном лесозаводе. В школе был изготовлен приспособленный  для детей инструмент для деревообработки и металлообработки. В мастерской имелись электрифицированные станки: токарный по дереву, три токарных станка по металлу, три сверлильных станка, электродрель, наждак от электромотора, переносной горн для слесарных работ, наковальня с кувалдой, разметочная плита и прочий инструмент.

         Практические занятия в учебных мастерских организовывались в форме двухчасовых (сдвоенных)   уроков. Класс делился на две группы, одна занималась по деревообработке, другая по металлообработке. Занятия вели два преподавателя.  Изготовляемые изделия представляли какую-то определенную ценность, были пригодны для мастерской, физического и химического кабинета, пионерской комнаты, учебно-опытного участка, детских садов, личного обихода учащихся и были бы хорошо сделаны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

         Курс автодела являлся для десятиклассников продолжением изучения курса за девятый класс. После изучения автомобиля все десятиклассники в конце учебного года проходили практику по вождению на автомашинах ГАЗ-51 и ГАЗ-67. В связи с усилением у учащихся интереса к технике организовали две группы: одна из юношей, другая из девушек по подготовке шоферов третьего класса. На территории школьного двора имелась площадка для обучения практической езде» (отрывок  из книги «Опыт политехнического обучения в сельской школе», статья Н.Н.Серебрякова Горьковское книжное издательство. 1958 год»

В 1955 г. комсомольцы Ветлужской школы  задались целью построить свой клуб. Для решения этой задумки учащихся руководство лагеря для заключенных безвозмездно передало школе  старое здание своего клуба. Ребята своими силами разобрали его, перевезли его на территорию школы, заложили фундамент на отведенном месте и начали возводить стены.

         К осени 1956 года школьный клуб был введен в строй. В его строительстве большую помощь оказала сплавная контора. В клубе, кроме зрительного зала, имелись еще две комнаты. В  одной из них  размещалась библиотека, в другой проходило заседание совета  пионерской  дружины, комитета комсомола, различные репетиции, шахматные турниры и другие мероприятия. На сцене зрительного зала выступали учащиеся, коллектив учителей, артисты из областного центра, проводились смотры художественной  самодеятельности учителей района. В клубе читались лекции, устраивались встречи с интересными людьми, участниками Великой Отечественной войны, поэтами и писателями. Кроме того здесь демонстрировались историко-революционные фильмы, устраивались читательские конференции, проводились диспуты .Передовики производства рассказывали школьникам о своем труде, конкретных планах развития поселка, района.

         Основное место в деятельности клуба занимали художественная самодеятельность учащихся и разнообразные формы ознакомления  школьников с искусством. Ребята не только выступали перед своими друзьями, родителями, но и выезжали в соседние колхозы, на промышленные предприятия поселка. Работали четыре хора: октябрят, пионеров, старшеклассников и учителей. Руководила ими энтузиаст своего дела, преподаватель пения Г.М.Белова. Она часто выступала в клубе с рассказами о творчестве композиторов, поэтов- песенников. Школа с помощью общественных организаций приобрела духовой оркестр, и все вечера, праздники  проходили намного веселее, торжественнее.

         За короткий промежуток времени пионерско-комсомольский клуб стал центром  культурно-массовой работы в поселке. Сюда «на огонек» постоянно тянулась молодежь, приходили строители второго железнодорожного моста через Ветлугу, который был сдан в эксплуатацию в 1957 г. В этом же году в журнале «Огонек» был напечатан очерк Юлиана Семенова «В школе и вокруг нее».

         В 1962-1963 гг. школа укрепила учебно-материальную базу, расширила земельный участок. Благодаря помощи местных предприятий школа имела 4 автомашины разных марок, трактор ДТ-54, бензоколонку, более 10 различных станков, две учебные электростанции, моторную лодку, 10 швейных машин, 16 пишущих машинок. Все перечисленное оборудование и машины, переданные школе предприятиями неисправленными. Учащиеся под руководством преподавателей отремонтировали их и привели в надлежащий вид.

         Для прохождения производственной практики  за школой были закреплены завод «Ударник», Химкомбинат и колхоз им. Мичурина.

         О маленькой провинциальной школе молва распространилась по всему Советскому Союзу. А в 1958 году Куйбышевская киностудия сняла короткометражный фильм «Они выбирают профессию». Во все области школьной жизни проникает труд, что благотворно сказывается на повышении качества знаний, на сплочении и воспитании детского коллектива.

         В 1961 году Н.Н.Серебряков был переведен в Горьковский педагогический институт на должность заведующего кафедрой политехнических дисциплин, и Д.Д.Кучина (завуч школы)  некоторое время исполняла обязанности директора школы. После нее директором  назначен В.М.Майборода, но  в конце 1962 года он был переведен на работу в районный отдел народного образования, и Кучина Дина Дмитриевна  вновь исполняет обязанности директора школы.

За выдающиеся заслуги в развитии народного образования директору школы Н.Н.Серебрякову (одному из первых в районе) в 1955 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 1962 году этого звания удостоилась К.Ф.Смолина, учитель начальных классов.

         В 1961 году на берегу реки Ветлуги силами учителей и учащихся железнодорожной восьмилетней и Ветлужской средней школ  был посажен  парк. Учитель по математике П.А.Жарков в сентябре 1961 года произвел планировку, обозначил дорожки и на определенном расстоянии установил колышки, на месте которых потом учащиеся высадили деревца.

В 1963 году школу принимает П.В.Быков. Энергичный человек, целеустремленный, отдавший много сил внедрению в обучение и воспитание нового, передового. Он постоянно нацеливал  учителей на поиски путей совершенствования педагогического процесса.

         В 1966 году в школе насчитывалось 33 класса с общим количеством обучающихся 960 человек, учителей работало 52 человека.

В 1966 году в поселке началось строительство нового здания  средней школы. На отведенной площадке закипела работа. Экскаватор рыл  траншеи под фундамент, в срочном порядке подвозили  различные строительные материалы. На возведении школы  трудились не только рабочие строительной организации, но и учащиеся старших классов, родители, учителя. Это  помогало быстрейшему вводу нового здания школы в эксплуатацию. Строительство было  закончено в 1968 году.

Осенью 1968 года наступил торжественный момент, когда первый секретарь РК КПСС А.Д.Комаров перерезал красную ленточку и вручил директору школы П.В.Быкову символический ключ. Новый учебный год начался в просторных светлых классах. Этот день для всего поселка  был большим праздником.

         Педагогический коллектив, как и прежде, продолжает  готовить ребят к труду, к жизни, искал новые пути по совершенствованию учебного процесса, улучшению воспитания нового поколения. Много делалось по укреплении связей с родителями, общественными организациями, предприятиями. Большое внимание уделялось внеклассной работе, развитию художественной самодеятельности учащихся, вопросам организации общественного полезного труда школьников.

         В 1975 году П.В.Быков уходит на пенсию, и школу принимает Н.Н.Казаков. Кроме средней и восьмилетней школ в поселке работала вечерняя школа для рабочей молодежи, открывшаяся в начале 50-х годов. Чуть позднее на базе вечерней начинает действовать областная заочная средняя школа, первым директором  который был В.И.Маянцев. В ней обучались рабочие, колхозники, служащие из северных районов  нашей области.

При директоре школы Казакове Н.Г., используется  комплексный подход к воспитанию, учителя значительное место отводят организации общественно-полезного труда школьников. Ученики активно участвовали в субботниках и воскресниках по сбору металлолома, макулатуры, проводили декоративный ремонт в классах. Под руководством преподавателей труда А.И.Махалова и Ю.А.Скворцова ремонтировали школьную мебель, вели опытническую работу  по увеличению всхожести семян после обработки в магнитном поле, выполняли заказы  хозяйств из многих областей России. За хорошие показатели в работе одиннадцать педагогов были награждены значком «Отличник народного просвещения РСФСР»

         Н.Г.Казаков проработал в должности директора школы с 1975 г. по 1987 г., а затем с 1990г. по 1998г. С 1987г.по 1990г. директором школы был Владимир Иванович Жигалов.

С 1998 года должность занимала Гладкова Валентина Федоровна. Более 10 лет она  возглавляла педагогический коллектив школы, до этого долгое время работала учителем математики и завучем по учебно-воспитательной работе. с 2010 года директором стал Усков Николай Александрович

         Сегодня в школе обучается 320 учащихся. В педагогическом коллективе насчитывается 33 учителя, 17 из которых являются выпускниками школы. За последние годы педколлектив изменился. На смену пожилым учителям пришли молодые, энергичные выпускники школы, которые продолжают их дело. Год от года повышается их уровень. Средний возраст 40-41 год.

         Высоким званием «Заслуженный учитель» в разные годы были удостоены не только учителя Н.Н.Серебряков, К.Ф.Смолина, но и выпускники: Г.В.Солнышкова, А.В.Махова, Г.В.Густова. Семь педагогов участвовали в национальном проекте «Образование». Учитель ДоброваН.Е. была дважды удостоена губернаторского гранта. Л.П.Лаврентьева   признана одним из лучших тренеров Нижегородской области. В 2008 году Ветлужская средняя общеобразовательная школа  признана лучшей в районе.

         Среди выпускников школы известные в районе и за его пределами люди: заслуженные учителя Г.В. Солнышкова, А.В. Махова, Г.В.Густова, заслуженный работник торговли А.Н.Ионов, член Российского Союза профессиональных писателей России В.И.Савиных, член Российского Союза писателей России Т.В.Веселова, кандидат экономических наук Ю.А.Гаранин, глава местного самоуправления района А.А.Калинин, предприниматель В.А.Степанов, начальник ИТК-17 В.А.Фролов и многие другие.

______________________________________

За 73 года в Ветлужской средней общеобразовательной школе было сделано 64 выпуска (с 1939-1940г.г., 1940-1941г.г.,1942-1943г.г., 1943-1944г.г., 1944-1945г.г., 1960-1961г.г.- выпускных классов не было) общее количество выпускников составило 3254 человека.15 человек окончили школу с золотой медалью, с серебряной-42.

 

 

 

 

 

JoomShaper